Урок математики в 3 классе
по теме: «Тонна. Центнер»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Крук Ангелина Витальевна
Тема: Тонна, центнер
Цель: ознакомить учащихся с новыми единицами измерения массы – тонна и центнер; учить учащихся решать текстовые задачи изученных видов; способствовать развитию логического мышления, мыслительной деятельности и вычислительных навыков; прививать интерес к предмету; воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.
Тип учебного занятия: комбинированный урок
Оборудование: наглядный материал, учебное пособие по математике, таблица, схема, раздаточный материал
Ход урока
Этап урока |
Содержание этапа |
Примечание |
||||||||||||||||
1. Организационное начало урока |
1)Приветствие 2)Психолого-педагогическая настройка на урок Прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке. Глазки шире открываем, Слушаем и запоминаем. Ни минуты не теряем. Сядьте все ровно, руки положите на парту, смотрим на меня , слушаем внимательно, работаем старательно. |
|||||||||||||||||
2. Актуализация предыдущих знаний |
1)Вступительная беседа -Давайте вспомним, какие единицы измерения массы вам известны? ( кг,г) -Какие единицы длинны вам известны?( дм,м,см,мм,км) 1)Проверка домашнего задания. Вызывается ученик, который говорит решение домашнего задания. 2)Устный счёт. «Соберите пару» Давайте вспомним с вами как переводятся величины. На доске вы видите величины , которые потеряли пару, вам нужно найти подходящую пару . 1 дм = 10 см? в 1 м = 10 дм? В 1 см = 10 мм? 1 м =100см=1000мм? 1 кг= 100г ? 1 км=1000м. Самостоятельная работа. -Хорошо, у вас на столах лежат карточки . Самостоятельно впишите ручкой пропущенные величины: 29 см = 2 дм 9 см 6 м 9 см = 609 см 3 дм =30см 327 см=3м27см 1кг=1000г 6кг= 6000г. -Когда выполните поднимите глазки на меня. Проверка выполнения самостоятельной работы. Проверять мы будем устно, я кого-то из вас вызову и вы будете зачитывать то, что записали. Считаем устно Математический диктант -Сейчас немного посчитаем устно. У вас на столах лежат листочки, на них стоит нумерация в столбик. Сейчас я вам буду зачитывать примеры, а вы будете писать только ответы, на листочках. Записывать ответы ручкой. 1)6*25=(150) 2)124:4=(31) 3)8*16=(128) 4)12*15=(180) 5)624:12=(52) -Хорошо, теперь обменяйтесь листочками со своим соседом по парте, возьмите в руки простые карандаши и проверьте соседа сверяя ответы с доской. Эти листочки вы вложите в конце урока в тетради. -Ребята , а ответьте мне на такой вопрос Во сколько раз 1 меньше 10?( в 10 раз) Во сколько раз 100 больше 1?(в 100 раз) Во сколько раз 100 больше 10?( в 10 раз) |
Наглядность на доске , нужно собрать пары Задание на карточках Математический диктант |
||||||||||||||||
3.Объяснение нового материала. |
1)Подготовка к работе в тетрадях Откройте тетради, отступите от своих записей 4 клеточки вниз. Запишите сегодняшнее число «10 апреля», пропустите 1 клеточку вниз, записываем «Классная работа». 2)Подготовительная работа -Назовите единицы измеряющие массу предметов? (г, кг) Сколько в одном кг граммов?(в 1 кг = 1000г) Во сколько раз 1 г меньше 1 кг? ( в 1000 раз) Обратите внимание на доску. На доске вывешены 3 вида весов: торговые, рычажные ( весы на хвостик которых вешается груз для взвешивания ) и лабораторные весы, которые измеряют в граммах. А рядом висят предметы, которые мы будем взвешивать : пучок морковки, сетка с яблоками, конфетка . - Как вы думаете, ребята, на каких весах можно взвесить эти предметы? ( морковь на магазинные весы, яблоки на рычажные , конфета на лабораторные ) -Давайте представим, что мы взвесили и выяснили, что морковь весит 400г, сетка с яблоками – 3 кг, конфета 2 г. -Массу какого предмета можно выразить в более мелких единицах? (3 кг яблок). - Запишем 3 кг яблок = 3000г -Предположим, что вы фермеры, вырастившие богатый урожай овощей. Для взвешивания больших грузов уже не используют кг и г, а пользуются более крупными единицами массы – это тонна и центнер. Давайте вместе повторим название более крупных единиц массы ? ( тонна, центнер ) 3) Сообщение темы урока. Как вы думаете, о чём будет наш урок? ( О более крупных единицах массы – тонна и центнер) Обратите внимание на доску как сокращаются единицы измерения (вывешивается изображение). Тонна обозначается буквой т, а центнер буквой ц. -Ребята, 1 тонна содержит в себе 1000 кг, в 2-х тоннах = 2000 кг, в 3-х тоннах = 3000 кг, в 4-х тоннах = 4000 кг, скажите сколько килограмм в 5 тоннах? (5000кг), в 6 тоннах = 6000 кг, в 7 тоннах = 7000 кг, сколько кг в 8 тоннах ? ( 8000кг), а в 9 тоннах сколько кг ? ( 9000 кг). Хорошо, ребята, а давайте сейчас попробуем перевести из кг в тонны. Если 1000 кг содержится в 1 т , 2000 кг в 2-х тоннах , то 3000 кг , в сколько тоннах содержится ? ( в 3 т ), хорошо , а 4000 кг ? ( в 4 т), 5000 кг содержится в 5 т, 6000 кг в 6т, тогда в 7000 кг содержится в сколько т ? ( в 7 т ), а 8000 кг содержится в сколки т ? ( в 8 т), хорошо , 9000 кг в 9 т. -Хорошо , 1 центнер содержит в себе 100 кг, тогда в 2-х центнерах = 200 кг , в 3-х центнерах = 300 кг, тогда сколько кг в 4 центнерах ? ( 400кг), хорошо , в 5 центнерах = 500кг, в 6 центнерах = 600 кг , сколько кг в 7 центнерах ? ( 700кг), а в 8 центнерах сколько кг ( 800 кг ) , в 9 центнерах = 900 кг. -Какое действие нужно выполнить, чтобы ц перевести в кг ? ( умножить на 100) -Как умножить на 100 ? ( нужно примечать к числу 00) Хорошо ребята, а давайте сейчас попробуем перевести из кг в ц. Если 100 кг содержится в 1ц, 200 кг в 2-х ц, 300кг в 3-х ц, тогда 400 кг в сколько центнерах содержится ? ( в 4-х), 500 кг содержится в 5 ц, 600 кг в 6 ц , в сколько центнерах содержится 700 кг ? ( в 7 ц ) , а 800 кг в сколько центнерах содержится ? ( в 8 ), хорошо, 900 кг содержится в 9 ц . - Хорошо, получается , чтобы кг перевести в ц , что нужно сделать? ( число разделить на 100) 4) Работа с учебником Откройте учебник. И самостоятельно прочитайте правило, про себя. -Прочитай правило в слух. Какие единицы измерения массы используют, для определения массы больших грузов? ( тонна и центнер ). -Скажи, сколько кг содержит 1 т? ( 1000 кг) - Хорошо, а сколько кг содержится в 3т ( 3000 кг). - А теперь попробуйте перевести наоборот , 2000 кг содержится в 2-х т. - Скажите 5000 кг содержится в сколько тоннах ? ( в 5 т) -Сколько кг содержит 1 ц ? ( 100кг) - Хорошо, сколько кг содержится в 6 ц?( 600кг) - А теперь попробуйте перевести в обратном порядке, если 300 кг содержится в 3 ц. - То сколько ц содержится 700 кг ? ( в 7 ц.) Хорошо теперь переходим к заданиям. 5)Самостоятельная работа. Задание№2 - Вам нужно выполнить вычисление, выполняем письменно в тетрадях, самостоятельно. Когда выполните глазки на меня, будем проверять. 1ст. 1)500кг-200кг=300кг 2)100м-72м=28м 3)680ц-80ц=600ц 2ст. 1)330т+200т=530т 2)730т-30т=700т 3)840км-140км=700км Задание№4 Решаем уравнения, письменно в тетрадях, один человек у доски. 1)600-b=320+200 600-b=520 b=600-520 b=80 Проверка:600-80=320+200 520=520 2)500+a=870-70 500+a=800 a=800-500 a=300 Проверка:500+300=870-70 800=800 3)k-200*4=100 k-800=100 k=100+800 k=900 Проверка:900-200*4=100 100=100 4)600:b=250-50 600:b=200 b=600:200 b=3 Проверка:600:3=250-50 200=200 6)Работа над задачей. Задание№6 1.Знакомство с условием задачи -Прочитай задачу. 2.Анализ условия задачи. -О чём говорится в задаче? (о велосипедисте и пешеходе) -Что мы знаем о велосипедисте? (что расстояние 30 км он проехал за 2 часа ) -А что нам говорится о пешеходе ? ( что пешеход это расстояние может пройти за 6 ч). - Что спрашивается в задаче ?( во сколько раз скорость велосипедиста больше скорости пешехода). 3.Поиск решения -Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? -Что нам нужно найти? - Ребята, известно ли нам какое расстояние проехал велосипедист ? ( 30 км ) - За какое количество времени он проехал расстояние 30 км ? ( за 2 часа ) -Зная расстояние 30 км и время за которое он проехал 2 часа , можем ли мы найти скорость велосипедиста ? ( да ) - Как ? ( нам нужно расстояние 30 км разделить на время , которое он проехал 2 ч ) 4)Решение задачи -Записываем первое действие. Один человек на доске, остальные в тетрадях. 1)30:2=15(км/ч)- скорость велосипедиста. - Что мы знаем о велосипедисте? ( велосипедист это же расстояние прошел за 6 часов ) - Можем ли мы найти скорость пешехода ? ( да ) - Как? ( нам нужно расстояние 30 км разделить на время, которое он проехал 6 ч ) -Записываем второе действие. Один человек на доске , остальные в тетрадях. 2) 30:6=5(км/ч)-скорость пешехода. - Что нам нужно найти в задаче? (во сколько раз скорость велосипедиста больше скорости пешехода) - Мы нашли скорость велосипедиста, сколько она ? ( 15 км\ч) - А скорость пешехода ? ( 5 км\ч) -Как нам узнать во сколько раз скорость велосипедиста больше скорость пешехода ? (нам нужно скорость велосипедиста 15 разделить на скорость пешехода 5 ) -Записываем третье действие. Один человек на доске, остальные в тетрадях. 3)15:5=3 ( раза ) -Записывай ответ: в 3 раза скорость велосипедиста больше скорости пешехода. 7)Физкультминутка Встаньте пожалуйста! Прогуляемся по лугу Мы по лугу прогулялись И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.) Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.) Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети (Присели.) А потом все дружно встали, Великанами мы стали. (Встали.) Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.) Ногами как мышки топаем! (Топаем ногами.) Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.) |
Предметы распределяются по весам Под весами записываются результаты взвешивания Запись осуществляется на доске Изображение таблицы Тонна(т), центнер (ц) 1т-1000кг 2т-2000кг 3т-3000кг …. 1ц-100кг 2ц-200кг 3ц-300кг …. |
||||||||||||||||
4.Закрепление изученного материала |
8)Решение задачи. Задание№3 1)Знакомство с условием задачи. -Прочитай задачу. 2)Анализ текста задачи.
-О чём говорится в задаче? (о печенье и конфетах, которые купили для подарка) - Какая масса пачки печенья? (200г) - А какая масса коробки конфет? (100г) -Сколько пачек печенья и коробок конфет купили для подарка? (одинаковое количество) -Какая масса всего печенья? (1кг.) - Сколько это будет в граммах? (1000 г) - Значит масса всех пачек печенья равна 1000 г -Что нужно найти в задаче? (массу конфет) 3)Поиск решения. Решение задачи. - Посмотрите на нашу таблицу, можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?(нет) –А что можно найти? (количество пачек печенья) - Как? (массу всех пачек разделить на массу одной) (1000:200=50 п) - Сколько пачек печенья? (50 пачек) - Что мы знаем про коробки конфет? (что их одинаковое количество) - Сколько их? (50 коробок) - Можем ответить на вопрос задачи? (да) Как? (100*50=5000 г) - Сколько в 5000 г килограмм? (5 кг) Решение:
5000 г = 5 кг Ответ: 5 кг. |
Схема на доске На протяжении беседы заполняется таблица. Записывается в таблице печенья( 3 колонка, печенья) Записывается в таблице конфет( 4 колонка, конфеты) |
||||||||||||||||
5.Сообщение домашнего здания |
С.91,№10 |
|||||||||||||||||
6.Подведение итогов и рефлексия |
-С какой новой единицей измерения массы познакомились сегодня на уроке? -Для чего используются единицы измерения массы тонна и центнер? - Сколько в 1 кг ? -Сколько кг в 3 т ? - А сколько в 5 т кг? - Сколько кг в 1 ц? - Как найти сколько кг будет в 2 ц ? - Сколько в 6 ц килограмм? Рефлексия «Солнышко, тучка, дождик» На доске вы видите небо, у вас на партах лежат картинки, если вы запомнили большие единицы масс, научились переводить их, то прикрепите на небо солнышко, если возникли трудности, то тучку, а если вам было очень трудно , тогда прикрепите дождик. |