Общие сведения
Юридическое название учреждения образования |
Государственное учреждение образования «Драчковский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа» |
Тема педагогического проекта |
«Экологическое воспитание как важный аспект личностного развития обучающегося, социально активного и экологически грамотного гражданина» |
Срок реализации педагогического проекта |
2019 – 2020 |
Сведения о руководителе учреждения образования |
Каледа Татьяна Антоновна тел.: 801776 48 303 Е-mail: Drachkovo@tut.by |
Сведения о руководителе (координаторе) педагогического проекта |
Зыгмантович Юлия Викторовна, заместитель директора по учебной работе тел.: Е-mail: Drachkovo@tut.by |
Сведения об участниках реализации педагогического проекта (кол-во педагогов, учащихся) |
Количество педагогов – 18 человек; количество учащихся и воспитанников – 217 человек. |
“Мир – это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить! Другого у нас нет и не будет. Для того чтобы
обеспечить свое будущее, мы должны знать этот дом и уметь его
обустраивать. Для этого служат нам и наш Разум, и наша Воля, способные использовать полученные знания для того, чтобы обеспечить нам
возможность жить в этом доме”
Н. Н. Моисеев
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА.
В современном технологическом мире одним из приоритетных направлений деятельности педагога является экологическое образование школьников. Экологические знания позволяют человеку понять окружающий мир и его взаимосвязи, оценить влияние научно-технического прогресса на биосферу и осознать необходимость рационального использования сырьевых ресурсов. Экологическая культура как результат сформированного ответственного отношения к окружающей среде становится социально-личностным фактором в преодолении экологических проблем и реализации идей устойчивого развития природы и общества. Экологическая культура, интегрируя экологические ценности, знания и навыки имеет следующие компоненты: экологические знания, экологическое мышление, мировоззренческие идеи и ориентации экологического характера, экологически оправданное поведение (экодеятельность). Раньше традиционное экологическое образование было ориентировано на усвоение учащимися определенных знаний и умений. В условиях новой информационной цивилизации умение экологически мыслить и экологически рационально поступать приобретает особую социальную ценность. Важным условием формирования экологической культуры является непрерывное экологическое образование и воспитание.
ПРОБЛЕМА, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕН ПРОЕКТ
Низкий уровень осведомленности учащихся и их родителей об экологических проблемах, и сформированности у них системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формирование основы экологического миропонимания, осознанно- правильного отношения к природе во всем ее многообразии, отношения к себе как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- воспитание у обучающихся экологически целесообразного поведения как показателя экологического мышления и экологической культуры;
- создание условий для гармоничного, социального развития личности средствами совместной познавательной, образовательной и природоохранной деятельности детей и подростков;
- формирование коммуникативных компетенций, включение школьников в экологически ориентированную деятельность.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА:
1. Воспитательная деятельность
2. Просветительская деятельность
3. Деятельность пришкольного участка
4. Деятельность школьного лесничества «Юные лесоводы»
5. Деятельность школьной бизнес-компании «Зеленград»
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА:
Экологическое мировоззрение – суть бережное, вдумчивое и ответственное отношение к окружающему миру, к людям к своему здоровью. Это осознанность и чистота помыслов. Осознание человеком себя как части природы, части социума, осознание своей ответственности перед ними за свою жизнедеятельность определяет гармоничное взаимодействие каждого со всем сущим вокруг.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
- подготовительный
- практический (реализация проекта)
- контрольный (анализ эффективности проекта)
Сроки реализации проекта: 2019-2020 годы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- повышение уровня экологической культуры обучающихся;
- сформированность у школьников когнитивных, мировоззренческих, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных компетентностей личности;
- создание благоприятных условий для профессионального самоопределения и профориентации учащихся в области экологии;
- внедрение технологий органического земледелия на пришкольном участке;
- популяризация сельскохозяйственного труда среди молодежи и населения.
- повышение активности учащихся и родителей в экологических акциях;
- увеличение количества проектов экологического направления;
Т.к. объективная необходимость в осуществлении качественного экологического образования и воспитания подрастающего поколения существовала всегда, то с учетом современных тенденций наиболее перспективными направлениями развития теории и практики экологического образования школьников являются:
- повышение роли экологического образования в решении современных экологических проблем,
- обеспечение органичного единства обучения, внеклассной воспитательной работы, общественно-полезной деятельности учащихся по исследованию и охране окружающей природной среды,
- усиление ценностных аспектов содержания экологического образования, гуманизация и усиление духовно-нравственного потенциала экологического образования,
- дифференциация и индивидуализация эколого-воспитательных воздействий, учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей личности, специфики реального отношения к природе.
Экологическое образование на каждом этапе развития ребенка имеет свои цели, особенности и специфику. В данном аспекте актуальность приобретает преемственность, последовательность в модели непрерывного экологического образования, а также консолидация воспитательных усилий семьи и школы.
Дошкольный возраст - первый период в закладке фундамента экологической культуры. В детском саду у детей происходит усвоение первичных знаний о живой и неживой природе, формирование представлений о значении природы в жизнедеятельности человека, развитие навыков наблюдения за изменениями в природе, закладываются первоначальные навыки здорового образа жизни. Целенаправленный процесс формирования экологической культуры должен осуществляться именно в начальной школе, так как обусловлен возрастными особенностями и новообразованиями младших школьников. Именно младший школьный возраст в психолого-педагогической литературе определяется как период накопления знаний об окружающем мире и отношения к нему человека.
В структуре целостного педагогического процесса первой ступени базового образования (начальная школа) стратегическими направлениями экологического образования являются: развитие целостного представления об окружающем мире, формирование ответственного отношения к природе, приобщение к экологической культуре, накопление жизненного опыта в применении экологических знаний и разумном использовании природных ресурсов.
Основная цель экологического воспитания – формирование экологической культуры, как нового качества личности, основанного на влиянии на интеллектуальную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы.
Экологическое воспитание призвано способствовать развитию у детей ценностного отношения к природе, окружающим людям и себе как части природы.
Достижение цели связано с решением следующих задач:
1. Воспитание у детей и молодежи нового экологического сознания, основанное на гуманном, ценностном отношении к природе.
2. Развитие умений, навыков и опыта применения экологических знаний в практике взаимодействия с окружающим миром.
3. Формирование культуры взаимодействия с окружающей средой – природной и социальной, основу которой составляют духовно-нравственные ценности.
4. Развитие эмоционально-чувственной сферы, эмпатии, нравственно-эстетического отношения к окружающей среде.
5. Создание условий для формирования и реализации школьником активной созидательной личностной позиции в экологической деятельности, готовности к самостоятельным продуктивным решениям в ситуациях нравственно-экологического выбора.
Результатом экологического воспитания является становление и развитие экологической культуры личности.
Формирование экологической культуры осуществляется через экологическое образование, экологическое просвещение, экологическое воспитание, экологическую социализацию, а также самообразование и самовоспитание личности. Экологическая культура отражает эмоционально-чувственный мир личности, культуру духовных отношений с природой. Важной характеристикой нравственного аспекта экологической культуры личности является присущее ей чувство меры. С нравственным аспектом экологической культуры тесно связан эстетический аспект. Эстетическое отношение к природному миру содействует осмыслению ребенком красоты природы как высшей эстетической ценности, воспитывает любовь, восхищение, благоговение перед ней. Восторженное преклонение перед красотой природы, чувствование единения и слияния с ней позволяют ребенку не нарушать гармонию в природе, беречь ее хрупкость и чистоту. Наконец, значимой составляющей экологической культуры личности является опыт экологической деятельности. При этом под экологической деятельностью подразумеваются все виды и формы деятельности людей, в том числе и духовные, эмоционально-интеллектуальные, нацеленные на достижение гармонии взаимодействия с природой и способствующие формированию экологического сознания. В современном образовательном процессе важно направить детей на осознание природы как высшей ценности, на познание ее красоты, развивать способности чувствовать природу, дорожить ею, беречь ее. Этому могут способствовать создание в образовательной организации особой эколого-развивающей среды, насыщение образовательного процесса экологическими идеями и смыслами.
Данный проект основывается на следующих принципах:
- единство сознания, переживания, действия – отражает глубокую взаимосвязь интеллекта, чувств и деятельности в процессе становления развития ответственного отношения личности к окружающей среде;
- принцип прогностичности – предполагает повседневную заботу каждого о сохранении среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений;
междисциплинарный подход;
- принцип гуманизации – отражение в содержании нравственных и правовых нормативов;
- принцип научности – решение экологических проблем, опираясь на знания о физических, химических, биологических и географических аспектах биосферы;
- целостности – взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии;
- интеграции – обеспечение взаимодействия всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности учащихся;
- непрерывности – организация образования по вопросам окружающей среды на всех этапах образования, в их преемственной связи и развитии.
Важными факторами в образовательном и воспитательном процессе по экологическому направлению являются:
“учиться знать” – формирование когнитивных компетенций – изучение природы всего края (осуществляется через работу с ключевыми понятиями, познавательные, репродуктивные, актуализирующие, контрольные, обобщенные и проблемные вопросы и задания; вопросы на рассуждение и повышенной сложности, прикладного характера, ориентирующие на развитие компетентности “учиться познавать живую природу”);
“учиться быть” – формирование мировоззренческих компетенций – формирование нравственной экологической позиции личности ученика (осуществляется через задания, предполагающими рефлексию, самопознание (оценка себя как личности), осознание своей самостоятельности, самоутверждения в правильности выбора для дальнейшего жизненного пути);
“учиться делать” – формирование креативных и оргдеятельностных компетенций – реализации исследовательских и познавательных интересов детей, овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями (осуществляется через задания на создание конкретного продукта, разработку проектов, выполнение лабораторно-практических работ, работ творческого, исследовательского и реферативного характера);
“учиться жить” – формирование коммуникативных компетенций – включение школьников в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность (осуществляется через задания на взаимодействие с другими людьми, на применение экологических знаний и умений в своей жизни для сохранения здоровья своего и своих близких, для сохранения окружающей среды как среды жизни).
Система экологического воспитания и образования в школе
Учебный процесс |
Воспитательная работа |
Дополнительное образование |
Научный уровень информации |
Тематические недели |
Экскурсии |
Системность излагаемой информации |
Конференции, конкурсы, праздники, выставки поделочных работ, фото викторины |
Научно-исследовательская деятельность |
Интеграция предметных знаний |
Просветительская работа с учениками и родителями |
Научно-исследовательская и познавательная деятельность |
Экологизация теоретического учебного материала |
Практическая работа на территории школы и села: субботники, высадка саженцев. |
|
Практические работы, проектная деятельность учащихся |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологическое образование призвано не только дать учащимся основы научных представлений, но и позволить им овладеть прикладными умениями по сохранению природной среды.
Воспитательной целью является развитие личности, которая органично сочетает в себе экологически развитое сознание, эмоционально-психическую сферу и владение навыками научно обоснованной практической деятельности. Экологическое воспитание обучающихся это длительный процесс их приобщения к культуре взаимодействия с природной и социальной средой; формирования экологического сознания, ценностного отношения к окружающей среде, личной ответственности перед обществом за сохранение благоприятной окружающей среды, осознанного выполнения экологических норм и правил. В процессе экологического воспитания потребительское отношение к природе уступает место готовности защищать и оберегать ее, т.е. окружающий мир воспринимается обучающимися как объект их постоянной заботы.
Человека, наделенного экологической культурой, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии, как со своим внутренним миром, так и внешним. В детские годы это умение формируется за счет усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. Только сплав знаний, опыта эмоциональных переживаний и практического участия в улучшении среды обитания позволяет судить о том или ином уровне экологической воспитанности подростка, о том, насколько экологические ценности стали достоянием его личности. Таким образом, формирование экологической культуры личности необходимо для достижения не только личностного счастья и смысла жизни, но и для искусства гармонизировать свои отношения с окружающим миром и самим собой, жить в ладу с людьми и природой, а в итоге – для устойчивого развития общества.
Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта
Характеристика предполагаемых участников проекта
№ п/п |
ФИО |
Должность |
Повышение квалификации и по направлению проектной деятельности (тема, дата) |
Опыт методической работы по направлению проектной деятельности |
1 |
Каледа Т.А. |
Директор учреждения образования |
Высшая квалификационная категория |
Участие в вебинаре «Порядок проведения заявительной кампании по организации инновационной и экспериментальной деятельности, реализации педагогических проектов в УО 2019/2020 учебном году» (12.03.2019) |
2 |
Зыгмантович Ю.В. |
Заместитель директора по учебной работе |
Первая квалификационная категория |
Участие в вебинаре «Порядок проведения заявительной кампании по организации инновационной и экспериментальной деятельности, реализации педагогических проектов в УО 2019/2020 учебном году» (12.03.2019) |
3 |
Балакирева Т.М. |
Воспитатель дошкольного учреждения образования |
Без категории |
- |
4 |
Мороз Н.А. |
Воспитатель группы интегрированного обучения и воспитания дошкольного учреждения образования |
Без категории |
- |
5 |
Пархимчик Л.С. |
Воспитатель группы интегрированного обучения и воспитания дошкольного учреждения образования |
Без категории |
- |
6 |
Кучинская Л.А. |
Учитель начальных классов |
Высшая квалификационная категория |
- |
7 |
Романюк Ю.В. |
Учитель начальных классов |
Первая квалификационная категория |
- |
8 |
Бачило Е.М. |
Учитель начальных классов |
Первая квалификационная категория |
- |
9 |
Сачок Е.Г. |
Учитель начальных классов, руководитель ШМО начальных классов |
Высшая квалификационная категория |
- |
10 |
Доморонок О.И. |
Учитель математики |
Высшая квалификационная категория |
- |
11 |
Казюка Е.В. |
Учитель-дефектолог |
Вторая квалификационная категория |
- |
12 |
Мищенко А.В. |
Учитель немецкого языка, молодой специалист |
Без категории |
- |
13 |
Малиновская И.Л |
Учитель географии и технического труда, руководитель ШМО учителей-предметников |
Первая квалификационная категория |
- |
14 |
Хведевич Е.С. |
Учитель биологии и обслуживающего труда |
Первая квалификационная категория |
|
15 |
Минко И.С. |
Учитель физики и математики |
Вторая квалификационная категория |
|
16 |
Шняк Л.Е. |
Учитель белорусского языка и литературы |
Высшая квалификационная категория |
|
17 |
Емельянчик О.М. |
Учитель-дефектолог, руководитель ШМО учителей-дефектологов |
Первая квалификационная категория |
|
18 |
Протько Е.А. |
Учитель-дефектолог |
Первая квалификационная категория |
Материально-техническое обеспечение:
· наличие компьютерной, множительной и копировальной техники;
· наличие необходимого проекционного оборудования (медиапроектор);
· наличие единой локальной сети в школе;
· наличие высокоскоростного подключения к сети Интернет.
Программа реализации педагогического проекта
«Экологическое воспитание
как важный аспект личностного развития обучающегося,
социально активного и экологически грамотного гражданина»
Срок реализации: 2019 – 2020
Этапы проекта |
Сроки исполнения |
Задачи этапа |
Ожидаемый результат |
Ответственные |
Подгото вительный |
Сентябрь-октябрь 2019 г. |
1.Организационные: - анализ существующей воспитывающей среды, выявление общих и индивидуальных проблем компетентности в вопросах формирования экологической культуры; - постановка цели и задач, определение круга проблем. Определение ключевых направлений в реализации проекта; |
Механизм реализации проекта; распределение функциональных обязанностей между участниками проекта; определение базы эксперимента, форм периодичности отчётов |
Администрация |
2.Мотивационные: выявить и проанализировать отношение к проекту всех участников образовательного процесса |
Проведённая работа со всеми участниками образовательного процесса по ознакомлению с основными целями и задачами проекта |
Руководитель проекта |
||
3.Кадровые: осуществить подготовку педагогических работников к реализации проекта |
Ознакомление с программой осуществления проекта, методологическая и мотивационная готовность педагогических работников к реализации проекта |
Директор учреждения образования |
||
Октябрь 2019 |
4. Содержательные: изучить нормативную правовую документацию. Разработать содержание проекта в соответствии с выбранной темой, целями и задачами |
Изучение литературы по теме. Отработка методов диагностики. Создание нормативной правовой документации на школьном уровне |
Администрация Руководитель проекта |
|
Постоянно |
5.Информационные: - провести предварительную работу с детьми и их родителями - осуществить выбор оборудования и материалов. - обеспечить информационную поддержку всех участников образовательного процесса |
Приобретение методической литературы, ТСО, постоянное обновление методического уголка учреждения образования |
Администрация |
|
Практический |
Ноябрь 2019 – май 2020 |
- практическая деятельность по формированию высокого уровня осведомлённости обучающихся об окружающем мире и его взаимосвязи с человеком; формирование ответственного и бережного отношения к природе в целом; |
Реализация целей и задач проекта |
Педагогический коллектив |
- сохранение лучших традиций и включение инновационных форм и методов в работу школы; |
||||
- развитие системы взаимодействия, в которую включены учащиеся, педагоги и родители; |
||||
- развитие возможностей по применению информационно-коммуникационных технологий (информирование, виртуальные мастерские, интерактивные формы, участие в сетевых проектах). |
||||
- практическая деятельность на пришкольном участке, школьной территории, Драчковском лесничестве согласно планов мероприятий школьного лесничества и школьной бизнес-компании. |
||||
Контрольный |
Июнь-август 2020 |
- анализ эффективности проекта; |
Отчёт о результатах проекта. Определение теоретической и практической значимости проекта. Создание сборника материалов. Внедрение результатов проекта |
Руководитель проекта |
- подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности; |
||||
- анализ информационной базы данных по обеспечению ключевых направлений педагогического сопровождения экологического воспитания: диагностические методики, технологии, тематические разработки; |
||||
- совершенствование системы стимулирования инновационных процессов в области педагогического сопровождения экологического воспитания.
|
Календарный план реализации педагогического проекта
«Экологическое воспитание
как важный аспект личностного развития обучающегося,
социально активного и экологически грамотного гражданина»
на 2019/2020 учебный год
Сроки |
Мероприятие |
Цели |
Ответственные |
Результат |
Сентябрь 2019 |
Совещание при директоре |
Ознакомление с программой осуществления проекта. Механизм реализации проекта; распределение функциональных обязанностей между участниками проекта; определение форм периодичности отчётов |
Директор Зам. по УР |
Индивидуальная работа с учителями-предметниками, выработка плана совместной работы дошкольного учреждения образования и школы по вопросам экологического воспитания |
В течении года |
Проведение семинаров, круглых столов |
Осуществление подготовки педагогических работников к реализации проекта |
Директор Зам. по УР |
Повышение компетентности педагогов |
Октябрь-декабрь 2019 |
Совместная методическая работа воспитателей дошкольного учреждения образования, учителей начальной школы и учителей-предметников |
Обеспечение органичного единства обучения, внеклассной воспитательной работы, общественно-полезной деятельности учащихся по исследованию и охране окружающей природной среды. Изучение методов организации учебной деятельности обучающихся с целью повышения их познавательной активности. |
Рук. ШМО Сачок Е.Г, Малиновская И.Л., воспитатель Пархимчик Л.С. |
Обмен опытом. Совместные заседания ШМО |
Ноябрь 2019 – май 2020 |
Практические занятия |
Формирование представлений о значении природы в жизнедеятельности человека, развитие навыков наблюдения за изменениями в природе у воспитанников дошкольного учреждения образования |
Воспитатели дошкольного учреждения образования |
Начальные экологический знания у воспитанников |
Ноябрь 2019 |
Заполнение анкет |
Анкетирование учащихся по вопросам экологии |
Классные руководители |
Выявление уровня знаний учащихся по вопросам экологии |
Ноябрь 2019 – май 2020 |
Практические занятия |
Проведение экологических экскурсий |
Воспитатели дошкольного учреждения образования, педагоги |
Получение практических знаний |
Декабрь 2019, февраль 2020, апрель 2020 |
Конкурсы рисунков |
Конкурсы рисунков экологической тематики «Я житель планеты Земля», «Моя зеленая планета», «Мой чистый дом» |
Воспитатели дошкольного учреждения образования, педагоги |
Выражение экологического восприятия обучающимися через творчество |
Ноябрь 2019 – май 2020 |
Круглые столы, викторины, конкурсы |
Проведение классных часов: путешествие по станциям «Лесное лукошко»; игры «Природа кричит: «SOS», «Экология вокруг нас»; конкурсы «Экология моего края»; устные журналы «Экологическая тревога: загрязнение окружающей среды», «Роль воды и сохранение водоемов» |
Классные руководители |
Получение теоритических знаний |
Декабрь 2019 |
Информационная пропаганда |
Акция «Ёлка» |
Руководитель школьного лесничества |
Пропаганда учащимися сохранения лесов |
Декабрь 2019 |
Изготовление кормушек |
Организация работы «Птичьей столовой» |
Руководитель школьного лесничества |
Пропаганда учащимися бережного отношения к птицам |
Январь 2020 |
Оформление школьной стенгазеты |
Конкурс стенгазет «Глобальные экологические проблемы человечества» |
Творческая группа |
Выражение экологического восприятия обучающимися через творчество |
Январь 2020 |
Информационная пропаганда |
Конкурс «Отходы в доходы», где учащиеся «рекламируют» предметы, изготовленные из вторсырья |
Руководитель школьной бизнес-компании |
Пропаганда необходимости раздельного сбора мусора |
Февраль 2020 |
Конкурс чтецов |
Конкурс юных поэтов «Я - житель планеты Земля» |
Классные руководители |
Выражение экологического восприятия обучающимися через творчество |
Март 2020 |
Инсценировки |
Экологический КВН» среди классов. Учащиеся инсценируют русские народные сказки «Старая сказка на новый лад», освещая при этом экологические проблемы |
Классные руководители |
Пропаганда учащимися необходимости сохранения экологии |
Апрель, май 2020 |
Трудовой десант |
Проведение акций «Зелёный день для школьников», «Экологический десант» |
Воспитатели дошкольного учреждения образования, педагоги |
Приобретение практических трудовых навыков |
Апрель, май 2020 |
Экологический патруль |
Деятельность отряда «Зеленый патруль» в рамках «Школьного лесничества» по защите лесов от пожаров |
Руководитель школьного лесничества |
Пропаганда учащимися необходимости сохранения лесов |
Май 2020 |
Пешие походы |
Проведение походов «Тропой родного края» |
Классные руководители |
Наблюдение за природой родного края |