Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Проект «Экологическое воспитание как важный аспект личностного развития обучающегося, социально активного и экологически грамотного гражданина»

Дата: 27 сентября 2019 в 12:56

Общие сведения      

Юридическое название

учреждения образования

Государственное учреждение образования «Драчковский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа»

Тема педагогического проекта

«Экологическое воспитание

как важный аспект личностного развития обучающегося,

социально активного и экологически грамотного гражданина»

Срок реализации

педагогического проекта

2019 – 2020

Сведения о руководителе

 учреждения образования

Каледа Татьяна Антоновна

тел.: 801776 48 303

Е-mail: Drachkovo@tut.by

Сведения о руководителе

(координаторе)

педагогического проекта

Зыгмантович Юлия Викторовна,

заместитель директора по учебной работе

тел.:

Е-mail: Drachkovo@tut.by

Сведения об участниках

реализации

педагогического проекта

(кол-во педагогов, учащихся)

Количество педагогов – 18 человек;

количество учащихся и воспитанников – 217 человек.

“Мир – это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить! Другого у нас нет и не будет. Для того чтобы

обеспечить свое будущее, мы должны знать этот дом и уметь его

 обустраивать. Для этого служат нам и наш Разум, и наша Воля, способные использовать полученные знания для того, чтобы обеспечить нам

возможность жить в этом доме”

Н. Н. Моисеев

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА.

В современном технологическом мире одним из приоритетных направлений деятельности педагога является экологическое образование школьников. Экологические знания позволяют человеку понять окружающий мир и его взаимосвязи, оценить влияние научно-технического прогресса на биосферу и осознать необходимость рационального использования сырьевых ресурсов. Экологическая культура как результат сформированного ответственного отношения к окружающей среде становится социально-личностным фактором в преодолении экологических проблем и реализации идей устойчивого развития природы и общества. Экологическая культура, интегрируя экологические ценности, знания и навыки имеет следующие компоненты: экологические знания, экологическое мышление, мировоззренческие идеи и ориентации экологического характера, экологически оправданное поведение (экодеятельность). Раньше традиционное экологическое образование было ориентировано на усвоение учащимися определенных знаний и умений. В условиях новой информационной цивилизации умение экологически мыслить и экологически рационально поступать приобретает особую социальную ценность. Важным условием формирования экологической культуры является непрерывное экологическое образование и воспитание.

ПРОБЛЕМА, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕН ПРОЕКТ

Низкий уровень осведомленности учащихся и их родителей об экологических проблемах,   и сформированности у них системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде.

        

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование основы экологического миропонимания,  осознанно- правильного отношения к природе во всем ее многообразии, отношения к себе как части  природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

- воспитание у обучающихся экологически целесообразного поведения как показателя экологического мышления и экологической культуры;

- создание условий для гармоничного, социального развития личности средствами совместной познавательной, образовательной и природоохранной деятельности детей и подростков;

- формирование коммуникативных компетенций, включение школьников в экологически ориентированную деятельность.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА:

1.  Воспитательная деятельность

2.  Просветительская деятельность

3.  Деятельность пришкольного участка

4.  Деятельность школьного лесничества «Юные лесоводы»

5.  Деятельность школьной бизнес-компании «Зеленград»

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА:

Экологическое мировоззрение – суть бережное, вдумчивое и ответственное  отношение к окружающему миру, к людям к своему здоровью. Это осознанность и чистота помыслов. Осознание человеком себя как части природы, части социума, осознание своей ответственности перед ними за свою жизнедеятельность определяет гармоничное взаимодействие каждого со всем сущим вокруг.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

- подготовительный

- практический (реализация проекта)

- контрольный (анализ эффективности проекта)

Сроки реализации проекта:  2019-2020 годы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- повышение уровня экологической культуры обучающихся;

- сформированность у школьников когнитивных, мировоззренческих, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных компетентностей личности;

- создание благоприятных условий для профессионального самоопределения и профориентации учащихся в области экологии;

- внедрение технологий органического земледелия на пришкольном участке;

- популяризация сельскохозяйственного труда среди молодежи и населения.

- повышение активности учащихся и родителей в экологических акциях;

- увеличение количества проектов экологического направления;

        

         Т.к. объективная необходимость в осуществлении качественного экологического образования и воспитания подрастающего поколения существовала всегда, то с учетом современных тенденций   наиболее перспективными направлениями развития теории и практики экологического образования школьников являются:

- повышение роли экологического образования в решении современных экологических проблем,

- обеспечение органичного единства обучения, внеклассной воспитательной работы, общественно-полезной деятельности учащихся по исследованию и охране окружающей природной среды,

- усиление ценностных аспектов содержания экологического образования, гуманизация и усиление духовно-нравственного потенциала экологического образования,

- дифференциация и индивидуализация эколого-воспитательных воздействий, учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей личности, специфики реального отношения к природе.

Экологическое образование на каждом этапе развития ребенка имеет свои цели, особенности и специфику. В данном аспекте актуальность приобретает преемственность, последовательность в модели непрерывного экологического образования, а также консолидация воспитательных усилий семьи и школы.

Дошкольный возраст - первый период в закладке фундамента экологической культуры. В детском саду у детей происходит усвоение первичных знаний о живой и неживой природе, формирование представлений о значении природы в жизнедеятельности человека, развитие навыков наблюдения за изменениями в природе, закладываются первоначальные навыки здорового образа жизни. Целенаправленный процесс формирования экологической культуры должен осуществляться именно в начальной школе, так как обусловлен возрастными особенностями и новообразованиями младших школьников. Именно младший школьный возраст в психолого-педагогической литературе определяется как период накопления знаний об окружающем мире и отношения к нему человека.

          В структуре целостного педагогического процесса первой ступени базового образования (начальная школа) стратегическими направлениями экологического образования являются: развитие целостного представления об окружающем мире, формирование ответственного отношения к природе, приобщение к экологической культуре, накопление жизненного опыта в применении экологических знаний и разумном использовании природных ресурсов.

Основная цель экологического воспитания – формирование экологической культуры, как нового качества личности, основанного на влиянии на интеллектуальную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы.

       Экологическое воспитание призвано способствовать развитию у детей ценностного отношения к природе, окружающим людям и себе как части природы.

        

Достижение цели связано с решением следующих задач:

1. Воспитание у детей и молодежи нового экологического сознания, основанное на гуманном, ценностном отношении к природе.

2. Развитие умений, навыков и опыта применения экологических знаний в практике взаимодействия с окружающим миром.

3. Формирование культуры взаимодействия с окружающей средой – природной и социальной, основу которой составляют духовно-нравственные ценности.

4. Развитие эмоционально-чувственной сферы, эмпатии, нравственно-эстетического отношения к окружающей среде.

5. Создание условий для формирования и реализации школьником активной созидательной личностной позиции в экологической деятельности, готовности к самостоятельным продуктивным решениям в ситуациях нравственно-экологического выбора.

         Результатом экологического воспитания является становление и развитие экологической культуры личности.

       

         Формирование экологической культуры осуществляется через экологическое образование, экологическое просвещение, экологическое воспитание, экологическую социализацию, а также самообразование и самовоспитание личности. Экологическая культура отражает эмоционально-чувственный мир личности, культуру духовных отношений с природой. Важной характеристикой нравственного аспекта экологической культуры личности является присущее ей чувство меры. С нравственным аспектом экологической культуры тесно связан эстетический аспект. Эстетическое отношение к природному миру содействует осмыслению ребенком красоты природы как высшей эстетической ценности, воспитывает любовь, восхищение, благоговение перед ней. Восторженное преклонение перед красотой природы, чувствование единения и слияния с ней позволяют ребенку не нарушать гармонию в природе, беречь ее хрупкость и чистоту. Наконец, значимой составляющей экологической культуры личности является опыт экологической деятельности. При этом под экологической деятельностью подразумеваются все виды и формы деятельности людей, в том числе и духовные, эмоционально-интеллектуальные, нацеленные на достижение гармонии взаимодействия с природой и способствующие формированию экологического сознания. В современном образовательном процессе важно направить детей на осознание природы как высшей ценности, на познание ее красоты, развивать способности чувствовать природу, дорожить ею, беречь ее. Этому могут способствовать создание в образовательной организации особой эколого-развивающей среды, насыщение образовательного процесса экологическими идеями и смыслами.

       Данный проект основывается на следующих принципах:

- единство сознания, переживания,  действия – отражает глубокую взаимосвязь интеллекта, чувств и деятельности в процессе становления развития ответственного отношения личности к окружающей среде;

- принцип прогностичности – предполагает повседневную заботу каждого о сохранении среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений;

междисциплинарный подход;

- принцип гуманизации – отражение в содержании нравственных и правовых нормативов;

- принцип научности – решение экологических проблем, опираясь на знания о физических, химических, биологических и географических аспектах биосферы;

- целостности – взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии;

- интеграции – обеспечение взаимодействия всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности учащихся;

- непрерывности – организация образования по вопросам окружающей среды на всех этапах образования, в их преемственной связи и развитии.

Важными факторами в образовательном и воспитательном процессе по экологическому направлению являются:

“учиться знать” – формирование когнитивных компетенций – изучение природы всего края (осуществляется через работу с ключевыми понятиями, познавательные, репродуктивные, актуализирующие, контрольные, обобщенные и проблемные вопросы и задания; вопросы на рассуждение и повышенной сложности, прикладного характера, ориентирующие на развитие компетентности “учиться познавать живую природу”);

“учиться быть” – формирование мировоззренческих компетенций – формирование нравственной экологической позиции личности ученика (осуществляется через задания, предполагающими рефлексию, самопознание (оценка себя как личности), осознание своей самостоятельности, самоутверждения в правильности выбора для дальнейшего жизненного пути);

“учиться делать” – формирование креативных и оргдеятельностных компетенций – реализации исследовательских и познавательных интересов детей, овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями (осуществляется через задания на создание конкретного продукта, разработку проектов, выполнение лабораторно-практических работ, работ творческого, исследовательского и реферативного характера);

“учиться жить” – формирование коммуникативных компетенций – включение школьников в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность (осуществляется через задания на взаимодействие с другими людьми, на применение экологических знаний и умений в своей жизни для сохранения здоровья своего и своих близких, для сохранения окружающей среды как среды жизни).

Система экологического воспитания и образования в школе

Учебный процесс

Воспитательная работа

Дополнительное образование

Научный уровень информации

Тематические недели

Экскурсии

Системность излагаемой информации

Конференции, конкурсы, праздники, выставки поделочных работ, фото викторины

Научно-исследовательская

деятельность

Интеграция предметных знаний

Просветительская работа с учениками и родителями

Научно-исследовательская и познавательная

деятельность

Экологизация теоретического учебного материала

Практическая работа на территории школы и села: субботники, высадка саженцев.

Практические работы, проектная деятельность учащихся

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           Экологическое образование призвано не только дать учащимся основы научных представлений, но и позволить им овладеть прикладными умениями по сохранению природной среды.

Воспитательной целью является развитие личности, которая органично сочетает в себе экологически  развитое сознание, эмоционально-психическую сферу и владение навыками научно обоснованной практической деятельности. Экологическое воспитание обучающихся это длительный процесс их приобщения к культуре взаимодействия с природной и социальной средой; формирования экологического сознания, ценностного отношения к окружающей среде, личной ответственности перед обществом за сохранение благоприятной окружающей среды, осознанного выполнения экологических норм и правил. В процессе экологического воспитания потребительское отношение к природе уступает место готовности защищать и оберегать ее, т.е. окружающий мир воспринимается обучающимися как объект их постоянной заботы.

Человека, наделенного экологической культурой, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии, как со своим внутренним миром, так и внешним. В детские годы это умение формируется за счет усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. Только сплав знаний, опыта эмоциональных переживаний и практического участия в улучшении среды обитания позволяет судить о том или ином уровне экологической воспитанности подростка, о том, насколько экологические ценности стали достоянием его личности. Таким образом, формирование экологической культуры личности необходимо для достижения не только личностного счастья и смысла жизни, но и для искусства гармонизировать свои отношения с окружающим миром и самим собой, жить в ладу с людьми и природой, а в итоге – для устойчивого развития общества.

Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта

Характеристика предполагаемых участников проекта

№ п/п

ФИО

Должность

Повышение квалификации

и по направлению проектной деятельности

(тема, дата)

Опыт методической работы по направлению проектной деятельности

1

Каледа Т.А.

Директор учреждения образования

Высшая

квалификационная категория

Участие в вебинаре

«Порядок проведения заявительной кампании по организации инновационной и экспериментальной деятельности, реализации педагогических проектов в УО 2019/2020 учебном году» (12.03.2019)

2

Зыгмантович Ю.В.

Заместитель директора по учебной работе

Первая

квалификационная категория

Участие в вебинаре

«Порядок проведения заявительной кампании по организации инновационной и экспериментальной деятельности, реализации педагогических проектов в УО 2019/2020 учебном году» (12.03.2019)

3

Балакирева Т.М.

Воспитатель дошкольного учреждения образования

Без категории

-

4

Мороз Н.А.

Воспитатель группы интегрированного обучения и воспитания дошкольного учреждения образования

Без категории

-

5

Пархимчик Л.С.

Воспитатель группы интегрированного обучения и воспитания дошкольного учреждения образования

Без категории

-

6

Кучинская Л.А.

Учитель начальных классов

Высшая

квалификационная категория

-

7

Романюк Ю.В.

Учитель начальных классов

Первая

квалификационная категория

-

8

Бачило Е.М.

Учитель начальных классов

Первая

квалификационная категория

-

9

Сачок Е.Г.

Учитель начальных классов, руководитель ШМО начальных классов

Высшая

квалификационная категория

-

10

Доморонок О.И.

Учитель математики

Высшая

квалификационная категория

-

11

Казюка Е.В.

Учитель-дефектолог

Вторая квалификационная категория

-

12

Мищенко А.В.

Учитель немецкого языка, молодой специалист

Без категории

-

13

Малиновская И.Л

Учитель географии и технического труда, руководитель ШМО учителей-предметников

Первая

квалификационная категория

-

14

Хведевич Е.С.

Учитель биологии и обслуживающего труда

Первая

квалификационная категория

15

Минко И.С.

Учитель физики и математики

Вторая

квалификационная категория

16

Шняк Л.Е.

Учитель белорусского языка и литературы

Высшая

квалификационная категория

17

Емельянчик О.М.

Учитель-дефектолог, руководитель ШМО учителей-дефектологов

Первая

квалификационная категория

18

Протько Е.А.

Учитель-дефектолог

Первая

квалификационная категория

Материально-техническое обеспечение:

·             наличие компьютерной, множительной и копировальной техники;

·             наличие необходимого проекционного оборудования (медиапроектор);

·             наличие единой локальной сети в школе;

·             наличие  высокоскоростного подключения к сети Интернет.

Программа реализации педагогического проекта

«Экологическое воспитание

как важный аспект личностного развития обучающегося,

социально активного и экологически грамотного гражданина»

Срок реализации: 2019 – 2020

Этапы

проекта

Сроки исполнения

Задачи этапа

Ожидаемый

результат

Ответственные

Подгото

вительный

Сентябрь-октябрь 2019 г.

1.Организационные:

- анализ существующей воспитывающей среды, выявление общих и индивидуальных проблем компетентности в вопросах формирования экологической культуры;

- постановка цели и задач, определение круга проблем. Определение ключевых направлений в реализации проекта;

Механизм реализации проекта; распределение функциональных обязанностей между участниками проекта; определение базы эксперимента, форм периодичности отчётов

Администрация

2.Мотивационные:

выявить и проанализировать отношение к проекту всех участников образовательного процесса       

Проведённая работа со всеми участниками образовательного процесса по ознакомлению с основными целями и задачами проекта

Руководитель проекта

3.Кадровые:

осуществить подготовку педагогических работников к реализации проекта

Ознакомление с программой осуществления проекта, методологическая и мотивационная готовность педагогических работников к реализации проекта

Директор учреждения образования

Октябрь 2019

4. Содержательные:

изучить нормативную правовую документацию. Разработать содержание проекта в соответствии с выбранной темой, целями и задачами  

Изучение литературы по теме. Отработка методов диагностики. Создание нормативной правовой документации на школьном уровне

Администрация

Руководитель проекта

Постоянно

5.Информационные:

- провести предварительную работу с детьми и их родителями

- осуществить выбор оборудования и материалов.

- обеспечить информационную поддержку всех участников образовательного процесса

Приобретение методической литературы, ТСО, постоянное обновление методического уголка учреждения образования

Администрация

Практический

Ноябрь 2019 –

май 2020

- практическая деятельность по формированию высокого уровня осведомлённости обучающихся  об окружающем мире и его взаимосвязи с человеком; формирование ответственного и бережного отношения к природе в целом;

Реализация целей и задач проекта           

Педагогический коллектив

- сохранение лучших традиций и включение инновационных форм и методов в работу школы;

- развитие системы взаимодействия, в которую включены учащиеся, педагоги и родители;

- развитие возможностей по применению информационно-коммуникационных технологий (информирование, виртуальные мастерские, интерактивные формы, участие в сетевых проектах).

-  практическая деятельность на пришкольном участке, школьной территории, Драчковском лесничестве согласно планов мероприятий школьного лесничества и школьной бизнес-компании.

Контрольный

Июнь-август

2020

- анализ эффективности проекта;

Отчёт о результатах проекта. Определение теоретической и практической значимости проекта. Создание сборника материалов. Внедрение результатов проекта

Руководитель проекта

- подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности;

- анализ информационной базы данных по обеспечению ключевых направлений педагогического сопровождения экологического воспитания: диагностические методики, технологии, тематические разработки;

- совершенствование системы стимулирования инновационных процессов в области педагогического сопровождения экологического воспитания.

           

Календарный план реализации педагогического проекта

«Экологическое воспитание

как важный аспект личностного развития обучающегося,

социально активного и экологически грамотного гражданина»

на 2019/2020 учебный год

Сроки

Мероприятие

Цели

Ответственные

Результат

Сентябрь

2019

Совещание при директоре

Ознакомление с программой осуществления проекта. Механизм реализации проекта; распределение функциональных обязанностей между участниками проекта; определение форм периодичности отчётов

Директор

Зам. по УР

Индивидуальная работа с учителями-предметниками, выработка плана совместной работы дошкольного учреждения образования и школы по вопросам экологического воспитания

В течении года

Проведение семинаров, круглых столов

Осуществление подготовки педагогических работников к реализации проекта

Директор

Зам. по УР

Повышение компетентности педагогов

Октябрь-декабрь 2019

Совместная методическая работа воспитателей дошкольного учреждения образования, учителей начальной школы и учителей-предметников

Обеспечение органичного единства обучения, внеклассной воспитательной работы, общественно-полезной деятельности учащихся по исследованию и охране окружающей природной среды. Изучение методов организации учебной деятельности обучающихся с целью повышения их познавательной активности.

Рук. ШМО

Сачок Е.Г,

Малиновская И.Л., воспитатель Пархимчик Л.С.

Обмен опытом.

Совместные заседания ШМО

Ноябрь 2019 – май 2020

Практические занятия

Формирование представлений о значении природы в жизнедеятельности человека, развитие навыков наблюдения за изменениями в природе у воспитанников дошкольного учреждения образования

Воспитатели дошкольного учреждения образования

Начальные экологический знания у воспитанников

Ноябрь 2019

Заполнение анкет

Анкетирование учащихся по вопросам экологии

Классные руководители

Выявление уровня знаний учащихся по вопросам экологии

Ноябрь 2019 – май 2020

Практические занятия

Проведение экологических экскурсий

Воспитатели дошкольного учреждения образования, педагоги

Получение практических знаний

Декабрь 2019, февраль 2020,

апрель 2020

Конкурсы рисунков

Конкурсы рисунков экологической тематики «Я житель планеты Земля», «Моя зеленая планета», «Мой чистый дом»

Воспитатели дошкольного учреждения образования, педагоги

Выражение экологического восприятия обучающимися через творчество

Ноябрь 2019 – май 2020

Круглые столы, викторины, конкурсы

Проведение классных часов: путешествие по станциям «Лесное лукошко»; игры «Природа кричит: «SOS», «Экология вокруг нас»; конкурсы «Экология моего края»; устные журналы «Экологическая тревога: загрязнение окружающей среды», «Роль воды и сохранение водоемов»

Классные руководители

Получение теоритических знаний

Декабрь 2019

Информационная пропаганда

Акция «Ёлка»

Руководитель школьного лесничества

Пропаганда учащимися сохранения лесов

Декабрь 2019

Изготовление кормушек

Организация работы «Птичьей столовой»

Руководитель школьного лесничества

Пропаганда учащимися бережного отношения к птицам

Январь 2020

Оформление школьной стенгазеты

Конкурс стенгазет «Глобальные экологические проблемы человечества»

Творческая группа

Выражение экологического восприятия обучающимися через творчество

Январь 2020

Информационная пропаганда

Конкурс «Отходы в доходы», где учащиеся «рекламируют» предметы, изготовленные из вторсырья

Руководитель школьной бизнес-компании

Пропаганда необходимости раздельного сбора мусора

Февраль 2020

Конкурс чтецов

Конкурс юных поэтов «Я - житель планеты Земля»

Классные руководители

Выражение экологического восприятия обучающимися через творчество

Март 2020

Инсценировки

Экологический КВН» среди классов. Учащиеся инсценируют русские народные сказки «Старая сказка на новый лад», освещая при этом экологические проблемы

Классные руководители

Пропаганда учащимися необходимости сохранения экологии

Апрель, май 2020

Трудовой десант

Проведение акций «Зелёный день для школьников», «Экологический десант»

Воспитатели дошкольного учреждения образования, педагоги

Приобретение практических трудовых навыков

Апрель, май 2020

Экологический патруль

Деятельность отряда «Зеленый патруль» в рамках «Школьного лесничества» по защите лесов от пожаров

Руководитель школьного лесничества

Пропаганда учащимися необходимости сохранения лесов

Май

2020

Пешие походы

Проведение походов «Тропой родного края»

Классные руководители

Наблюдение за природой родного края

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.